Потребители стали чаще рассчитываться за товары и услуги через платежных агентов, таких как отделения банков, почты, платежные терминалы. В связи с этим у них стали возникать вопросы о несвоевременности поступления платежей за предоставленные услуги.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» денежные обязательства потребителя за услуги, работы перед исполнителем, выполняющим работы, оказывающим услуги (например, оплата за услуги ЖКХ, связи, образовательные услуги и т.д.) считаются исполненными в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
Статьёй 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Таким образом, ответственность за несвоевременное зачисление денежных средств на счет продавца или исполнителя услуг несет платежный агент.
С учетом вышеизложенного, потребителям рекомендуется хранить документы об оплате, выданные платежным агентом, до зачисления денежных средств на счет исполнителя.
Информация на чеке, выдаваемом платежным агентом, в т.ч. терминалом, должна содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа - кассовый чек;
- наименование оплаченного товара (работ, услуг);
- общую сумму принятых денежных средств;
- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
- дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;
- адрес места приема денежных средств;
- наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;
- номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.
Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев. По всем возникающим вопросам потребитель может обратиться к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, указанному на чеке.
Если решить вопрос мирным путем не удалось, но вы уверены в своей правоте, необходимо составить претензию. Специалисты отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Калининского района готовы оказать Вам помощь в составлении претензии и искового заявления по адресу: г. Новосибирск, ул. Б.Хмельницкого, 14/3, 3 этаж, каб.310, тел.: 228-73-94.