Если вы думаете, что гном – это старичок с бородой, то вы ошибаетесь. Таким он становится только через 800, а то и через 900 лет. А вначале это малыши, похожие на обычных мальчиков и девочек. Они тоже любят играть, шалить и резвиться. Но как ни странно, больше всего они любят учиться. Может быть это потому, что школа у них необычная, веселая.
Зачем им учиться? Так ведь добро нужно делать с умом! Вот и учатся они трудолюбию, математике, чтобы считать прибавляющееся число счастливых людей, русскому языку, чтобы грамотно писать добрые пожелания и другим разным премудростям. А поскольку их учебный год длится чуть длиннее нашего, у нас есть возможность заглянуть к ним и поучиться вместе с ними.
Так звучит легенда нашей смены, которая в этом году называется «Умные каникулы или летняя школа гномов»
При создании программы летнего пришкольного лагеря мы исходим из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:
лагерь помогает использовать каникулы для обогащения знаниями и новыми впечатлениями;
создаются большие возможности для организации неформального общения, что позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам;
лагерь - это мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального поведения подростков.
Но эти основания подходят для любого пришкольного лагеря. В этом году мы решили посмотреть на время летних каникул совсем под другим углом.
Увеличение предметной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес школьников к учению. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является внеурочная работа. Однако, большая загруженность учащихся и учителей не позволяет в полной мере использовать весь потенциал дидактической игры.
Поэтому мы предлагаем рассматривать время летних каникул, как продолжение внеурочной работы, которая позволит детям по-новому взглянуть на школу (без оценок и привычных домашних заданий). Мы предлагаем оставить традиционные уроки, но повернуть их «веселой» стороной к ребятам, другими словами играть в школу.
В рамках проекта каждый отряд – это класс. Каждый день в летней школе гномов посвящен отдельной дисциплине, за каждую из них отвечает определенный гном.
Каждый день гномы дают 3 задания. Выполняя их, отряды могут получить отметку «3». Кому нравится отметка «3»? Чтобы заработать дополнительные баллы, ребята в отрядах сами решают, разрабатывают и реализуют акции, дела, проекты, соответствующие тематике урока (дня). Если ребята примут участие в четырех мероприятиях (3 от гномиков плюс 1 свое в отряде), то получают отметку «4» и т.д. Максимально можно заработать 10 баллов. При этом делается акцент на то, что целесообразно использовать деление отряда и работу в малых группах. Отметки фиксируются в классном дневнике. Побеждает отряд, который проявляет наилучшее прилежание.
Самые активные ребята в конце каждого дня получают жетон с изображением одного из гномов - гномон. Дети, собравшие самую большую коллекцию гномонов, побеждают в личном зачете.
На данный момент, по истечении уже двух недель работы лагеря, мы видим, что ребятам нравится у нас. Это подтверждают их слова, активность и улыбки.